Русские города

Главная  |   Ссылки  |   Контакты  |   Фотогалерея


Столица Мещёры


В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

К.Г.Паустовский



В самом центре Мещёрского края, в 79 километрах от Рязани, на берегу реки Пры, расположился городок Спас-Клепики.

Спас-Клепики. Памятник Есенину.

История Спас-Клепиков не богата событиями. Село Клепики возникло в XVI веке, в XVII стало богатым торговым селом на Касимовском тракте, в нем появилась полотняная фабрика. Со строительством Спасо-Преображенской церкви село стало называться Спасское, Клепики тож, позже два названия слились в одно. В XIX веке в Спас-Клепиках открылось производство ваты и пакли. Строительство в 1899 году Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги дало новый толчок развитию промышленности в селе. Городом Спас-Клепики стал уже при Советской власти, в 1920 году.

В 1896 году в Спас-Клепиках была открыта второклассаная учительская школа, готовившая учителей для церковно-приходских школ. В самом этом факте не было ничего примечательного, сотни таких второклассных школ действовали на просторах России. А Клепиковская школа осталась в истории потому, что в 1909-1912 годах в ней учился Сергей Есенин. Впрочем, учителем церковно-приходской школы он так и не стал.

Спас-Клепики. Вид от автостанции.

Войны и катаклизмы XX века обошли Спас-Клепики стороной. Не было там боёв Гражданской войны, в Великую Отечественную Спас-Клепики были в глубоком тылу. Клепиковская земля взрастила семерых Героев Советского Союза.

Современные Спас-Клепики - районный центр Рязанской области. Население 6.7 тысяч человек. Стурктура промышленности за последние 300 лет не претерпела существенных изменений: в городе действуют текстильно-трикотажная и швейная фабрики, ватная фабрика, ставшая Клепиковским ватным объединением, обувное производство. В Спас-Клепиках есть автостанция, через которую проходят междугородние маршруты по направлениям Москва - Касимов, Рязань - Владимир, Рязань - Касимов - Муром.

В полном смысле столицей Мещёрского края Спас-Клепики делает расположенная там дирекция образованного в 1992 году Мещёрского национального парка.

Спас-Клепики. Типичная застройка.

С середины 60-х годов XX века Спас-Клепики становятся важным центром туризма: хотя город сам по себе и не представляет большого интереса для туристов, в нём начинается большинство путешествий по реке Пре. В трёх километрах от города в деревне Полушкино действует турбаза, проводящая походы по реке Пре и Клепиковским озёрам. Строительство в 1970-х годах автомобильного моста через Оку в Рязани и асфальтового покрытия на дороге Рязань - Спас-Клепики еще более увеличило туристское значение города. После создания национального парка для путешествий по реке Пре и прилегающим к ней лесам необходимо получать разрешение в дирекции парка и покупать путёвки (цена, впрочем, почти символическая). Эти меры позволили ограничить и упорядочить рекреационную нагрузку на экосистему Мещёры, без ограничительных мер природе Мещёры был бы нанесён непоправимый ущерб, первые признаки которого появились еще в 80-е годы прошлого века.

Спас-Клепики. Остатки железнодорожного моста.

Перестроечное и постперестроечное время нанесли смертельный удар важнейшей достопримечательности Мещёры: воспетой К.Г.Паустовским узкоколейной железной дороге. Железная дорога была изначально построена для вывоза леса, немного позже продлена до Владимира и сыграла важнейшую роль в экономическом развитии всей Мещёры. Долгие годы узкоколейка была основным видом транспорта в Мещёрских лесах, не имевших других круглогодичных дорог. В середине 20-х годов XX века Участок Владимир - Тумская был перешит на широкую колею и в таком виде существует по сей день. Оставшийся узкоколейным участок Тумская - Шумашь - Рязань-Пристань продолжал работать в полном объёме до строительства моста через Оку и шоссе, после чего значение узкоколейки резко снизилось. Вначале прекратилось пассажирское движение, потом и грузовое движение стало редким. К началу 1990-х годов дорога была убыточной. Железнодорожные власти не нашли ничего лучшего, кроме как закрыть движение по дороге. В 1999 году по узкоколейке прошел последний поезд, а в 2000 году рельсы были разобраны на металлолом. В 2003 году сгорел железнодорожный мост через Пру в Спас-Клепиках. На этом вековая история мещёрской узкоколейки завершилась... Можно ли было сохранить железную дорогу как исторический, технический и культурный памятник? Безусловно, да. И не просто сохранить, но даже и получать с неё доход. Переславский музей узкоколейной железной дороги процветает, а туристский потенциал мещёрской узкоколейки был несоизмеримо выше. Но это оказалось никому не нужно... В наши дни продолжает работать только маленький участок дороги: Тумская - Гуреевский - Голованова Дача и то - только потому, что посёлок Голованова Дача не имеет круглогодичных дорог и во время весенней и осенней распутицы узкоколейка является единственной связью посёлка с внешним миром.

Попасть в Спас-Клепики можно на автобусе от Москвы, Шатуры или Рязани. Из Москвы автобусы отправляются со Щёлковского автовокзала 8 раз в сутки (маршруты на Касимов и Туму), время в пути - примерно 4.5 часа. Автобусы из Рязани отправляются с Приокского автовокзала (Торговый городок), время в пути - полтора часа. Важное замечание. Проходящие междугородние автобусы не всегда заходят на автостанцию. Их лучше ждать на площади, напротив памятника Есенину.



Полный фотоальбом Спас-Клепиков на www.phototowns.ru


Полезные ссылки о Спас-Клепиках

Спас-Клепики в народной энциклопедии "Мой город"
Спас-Клепики в Википедии
Официальный сайт городской и районной администрации
К.Г. Паустовский. Мещёрская сторона.
Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор": Спас-Клепики. 1909—1912. — 2003
Путеводитель по России. Рязанская область. Тумская УЖД



Главная  |   Ссылки  |   Контакты  |   Фотогалерея

Последнее обновление (none)



Яндекс.Метрика